Настоящий мониторинг проведен на основании информации, представленной Министерством образования и науки Республики Ингушетия, а также размещенной на официальном сайте Правительства Республики Ингушетия в разделе «Проектный офис», в целях оценки исполнения расходов на реализацию региональных проектов Республики Ингушетия в области образования.
Для достижения целей, показателей и результатов национального проекта «Образование» на федеральном уровне разработано и утверждено 10 федеральных проектов, в Республике Ингушетия в соответствии с информацией, предоставленной Министерством образования и науки РИ (далее – Минобразования РИ), утверждено 7 региональных проектов. Согласно сведениям, размещенным в разделе «Проектный офис» официального сайта Правительства РИ, в республике утверждено 8 региональных проектов. Сведения о разработанных и утвержденных федеральных и региональных проектах представлены в таблице.
Таблица
п/н |
Наименование федеральных проектов |
Наименования региональных проектов (сведения Проектного офиса) |
Наименования региональных проектов (сведения Минобразования РИ) |
1. |
Современная школа |
Современная школа |
Современная школа |
2. |
Успех каждого ребенка |
Успех каждого ребенка |
Успех каждого ребенка |
3. |
Поддержка семей, имеющих детей |
Поддержка семей, имеющих детей |
Поддержка семей, имеющих детей |
4. |
Цифровая образовательная среда |
Цифровая образовательная среда |
Цифровая образовательная среда |
5. |
Учитель будущего |
Учитель будущего |
Учитель будущего |
6. |
Молодые профессионалы |
Молодые профессионалы |
Молодые профессионалы |
7. |
Социальная активность |
Социальная активность |
Социальная активность |
8. |
Новые возможности для каждого |
Новые возможности для каждого |
Х |
9. |
Экспорт образования |
Х |
Х |
10. |
Социальные лифты для каждого |
Х |
Х |
Региональный проект «Современная школа»
В соответствии с паспортом регионального проекта «Современная школа» и данными, размещенным на сайте Правительства РИ, куратором проекта является Газдиева М.Б. – заместитель Председателя Правительства РИ, руководителем проекта является Костоев Ю.Б. – Министр образования РИ. Паспортом проекта предусмотрена связь с государственными программами Республики Ингушетия «Развитие образования» и «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Республики Ингушетия в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы».
Срок начала и окончания регионального проекта «Современная школа» 01.11.2018 г. – 31.12.2024 г.
Цель проекта, согласно паспорту: вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы (Республика Ингушетия).
Задача проекта, согласно паспорту: внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
В ходе анализа паспорта регионального проекта «Современная школа» установлено, что в разделах 4. «Финансовое обеспечение реализации регионального проекта» и 5. «Участники регионального проекта» отсутствует информация о предусмотренном финансировании и участниках проекта. Более того, разделы 3 «Результаты регионального проекта», приложение №1 «План мероприятий по реализации регионального проекта», приложение №2 «Методика расчета дополнительных показателей регионального проекта» к паспорту регионального проекта «Современная школа» содержат информацию о результатах реализации, плане мероприятий по реализации и методике расчета дополнительных показателей по Российской Федерации, скопированную из федерального проекта «Современная школа», а не по Республике Ингушетия.
Из этого следует, что паспорт регионального проекта «Современная школа» подготовлен не качественно, без определения мероприятий, планируемых в Республике Ингушетия, необходимых финансовых ресурсов, определения целей, задач и результатов. Таким образом, достижение целей и задач регионального проекта «Современная школа» в Республике Ингушетия является нереальным.
В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» предусмотрены субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ республики, связанных с осуществлением мероприятий по содействию созданию в регионе новых мест в общеобразовательных организациях, мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях расположенных в сельской местности и поселках городского типа, на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации 3-й смены обучения и формирования условий для получения качественного общего образования до 2025 года, а также на реализацию мероприятий «Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков».
В рамках указанных мероприятий в соответствие с информацией, размещенной в разделе «Проектный офис» официального сайта Правительства РИ планируются следующие мероприятия:
- строительство 3 школ по 720 ученических мест в 2019-2020 гг. в г. Назрань, Карабулак и с.п. Средние Ачалуки;
- строительство 9 школ в 2020-2021 гг. в городах Назрань, Сунжа и сельских поселениях: Троицкое, Барсуки, Экажево, Инарки, Верхние Ачалуки, Яндаре;
- обновление материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей в 16 общеобразовательных организациях.
Согласно соглашениям о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия, заключенным Правительством РИ и Министерством просвещения РФ от 10 февраля 2019 г. №№073-09-2019-004, 073-09-2019-170, 073-09-2019-050 и от 12 февраля 2019 г. №073-09-2019-474, общий объем субсидий на реализацию регионального проекта «Современная школа» составляет 1 318 696,7 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета – 1 291 390,1 тыс. руб., средства республиканского бюджета – 27 306,6 тыс. руб.
Согласно ведомственной структуре Закона Республики Ингушетия №48-РЗ от 29.12.2018 г. «О республиканском бюджете на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.» объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на реализацию регионального проекта «Современная школа» Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РИ, составляет 1 291 842,4 тыс. руб., Министерству образования и науки РИ – 26 854,3 тыс. руб. (на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков).
В соответствии с информацией, представленной Минобразованием РИ (письмо №8064 от 6 декабря 2019 г.), фактическое финансирование регионального проекта «Современная школа» на 1 декабря 2019 г. составляет 486 500,3 тыс. руб. или 36,9% от предусмотренных бюджетных ассигнований, в том числе средства федерального бюджета – 477 128,0 тыс. руб., средства республиканского бюджета – 9 372,3 тыс. руб. Кассовое исполнение также составляет 486 500,3 тыс. руб. или 36,9% от предусмотренных бюджетных ассигнований.
Выводы:
Паспорт регионального проекта «Современная школа» подготовлен не качественно, без определения мероприятий, планируемых в Республике Ингушетия, необходимых финансовых ресурсов, определения целей, задач и результатов. Таким образом, достижение целей и задач регионального проекта «Современная школа» в Республике Ингушетия является нереальным.
Фактическое финансирование регионального проекта «Современная школа» на 1 декабря 2019 г. составляет 486 500,3 тыс. руб. или 36,9% от предусмотренных бюджетных ассигнований, в том числе средства федерального бюджета – 477 128,0 тыс. руб., средства республиканского бюджета – 9 372,3 тыс. руб. Кассовое исполнение также составляет 486 500, 3 тыс. руб. или 36,9% от предусмотренных бюджетных ассигнований.
Из этого следует, что имеются серьезные риски недостижения в Республике Ингушетия целей и задач, предусмотренных федеральным проектом «Современная школа» в 2019 г.
Региональный проект «Успех каждого ребенка»
В соответствии с паспортом регионального проекта «Успех каждого ребенка» и данным, размещенным на сайте Правительства РИ, куратором проекта является Газдиева М.Б. – заместитель Председателя Правительства РИ, руководителем проекта является Костоев Ю.Б. – Министр образования РИ. Паспортом проекта предусмотрена связь с государственной программой Республики Ингушетия «Развитие образования». Срок начала и окончания регионального проекта «Успех каждого ребенка» 01.11.2018 г. – 31.12.2024 г.
Цель проекта, согласно паспорту: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей (Республика Ингушетия).
Задача национального проекта, согласно паспорту: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
В ходе анализа паспорта регионального проекта «Успех каждого ребенка» установлено, что в разделах 4. «Финансовое обеспечение реализации регионального проекта» и 5. «Участники регионального проекта» паспорта регионального проекта «Успех каждого ребенка» отсутствует информация о предусмотренном финансировании и участниках проекта. Более того, разделы 3 «Результаты регионального проекта», приложение №1 «План мероприятий по реализации регионального проекта» и приложение №2 «Методика расчета дополнительных показателей регионального проекта» к паспорту регионального проекта ««Успех каждого ребенка» содержат информацию о результатах реализации, плане мероприятий по реализации и методике расчета дополнительных показателей по Российской Федерации, скопированную из федерального проекта «Успех каждого ребенка», а не по Республике Ингушетия.
Из этого следует, что паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» подготовлен не качественно, без определения мероприятий, планируемых в Республике Ингушетия, необходимых финансовых ресурсов, определения целей, задач и результатов. Таким образом, достижение целей и задач регионального проекта «Успех каждого ребенка» в Республике Ингушетия является нереальным.
Согласно информации, размещенной в разделе «Проектный офис» официального сайта Правительства РИ, в рамках указанного проекта, планируются следующие мероприятия:
- создание к 2024 году не менее 8 детских технопарков «Кванториум» (нарастающим итогом к 2016 году) и 3 мобильных технопарков «Кванториум» (для детей, проживающих в сельской местности и малых городах);
- создание центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- внедрение к концу 2021 года в республике целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках государственной программы РФ «Развитие образования» №073-08-2019-364 от11.02.2019 г., заключенному между Министерством просвещения РФ и Правительством РИ, общий объем субсидии на реализацию мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка составляет 35 750,4 тыс. руб., в том числе из средств федерального бюджета – 33 962,9 тыс. руб. (95%), республиканского бюджета – 1 787,5 тыс. руб. (5%).
Согласно ведомственной структуре Закона Республики Ингушетия №48-РЗ от 29.12.2018 г. «О республиканском бюджете на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.», объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Министерству образования и науки РИ на реализацию регионального проекта «Успех каждого ребенка», также составляет 35 750,4 тыс. руб.
В соответствии с информацией, представленной Минобразованием РИ (письмо №8064 от 6 декабря 2019 г.) фактическое финансирование регионального проекта «Успех каждого ребенка» на 1 декабря 2019 г. составляет 20 301,4 тыс. руб. или 56,8% от предусмотренных бюджетных ассигнований, в том числе средства федерального бюджета – 19 286,4 тыс. руб., средства республиканского бюджета – 1 015,0 тыс. руб. Кассовое исполнение также, составляет 20 301,4 тыс. руб. или 56,8% от предусмотренных бюджетных ассигнований.
Выводы:
Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» подготовлен не качественно, без определения мероприятий, планируемых в Республике Ингушетия, необходимых финансовых ресурсов, определения целей, задач и результатов. Таким образом, достижение целей и задач регионального проекта «Успех каждого ребенка» в Республике Ингушетия является нереальным.
Фактическое финансирование регионального проекта «Успех каждого ребенка» на 1 декабря 2019 г. составляет 20 301,4 тыс. руб. или 56,8% от предусмотренных бюджетных ассигнований, в том числе средства федерального бюджета – 19 286,4 тыс. руб., средства республиканского бюджета – 1 015,0 тыс. руб. Кассовое исполнение также составляет 20 301,4 тыс. руб. или 56,8% от предусмотренных бюджетных ассигнований.
Следовательно, имеются риски недостижения в Республике Ингушетия целей и задач, предусмотренных федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в 2019 г.
На реализацию мероприятий региональных проектов «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Новые возможности для каждого», согласно информации, представленной Минобразованием РИ, бюджетные ассигнования в 2019 г. не предусмотрены.
Аудитор А.О. Торшхоев