Заключение Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия по результатам экспертизы проекта закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Законопроект) подготовлено в соответствии с бюджетными полномочиями Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008 г. № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», Закона Республики Ингушетия от 28.09.2011 г. № 27-РЗ «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия».

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008 г. № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», исполнительный орган государственной власти Республики Ингушетия, ведающий вопросами финансов (Министерство финансов Республики Ингушетия), принимает участие в разработке проекта бюджета ТФОМС РИ. В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008 г. № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», проект Закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» внесен на рассмотрение Народного Собрания Республики Ингушетия одновременно с проектом закона Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно Законопроекту, доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее – ТФОМС РИ) на 2024 год прогнозируются в сумме 7 985 445,7 тыс. рублей, что составляет 105,9 % к утвержденному плану по доходам на 2023 год в сумме 7 537 566,0 тыс. рублей.

Основным источником поступления средств в бюджет ТФОМС РИ являются субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Республики Ингушетия. На 2024 год они предусмотрены в проекте бюджета ТФОМС РИ в сумме 7 737 138,5 тыс. рублей, что составляет 96,9 % от общего объема доходов. Предусмотренная на 2024 год сумма по данному виду доходов превышает аналогичные доходы, утвержденные на 2023 год (7 200 845,7 тыс. рублей), на 536 292,8 тыс. рублей (на 7,4%).

Поступления доходов от компенсации затрат бюджета ТФОМС РИ предусмотрены в сумме 14 720,1 тыс. рублей, что на 3 996,9 тыс. рублей больше плановых показателей по данному виду доходов на 2022 год в сумме 10 723,2 тыс. рублей.

Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед территориальным фондом обязательного медицинского страхования предусмотрены в доходной части Законопроекта в сумме 3 196,1 тыс. руб., что в 9,3 раза больше плановых назначений 2023 года (342,6 тыс. рублей).

Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части ТФОМС РИ), предусмотрены в сумме 23 726,9 тыс. рублей. Объем запланированных средств по данному виду доходов больше плановых назначений на 2023 год (4 680,8 тыс. рублей) в 5,1 раза.

Основным направлением расходования средств бюджета ТФОМС РИ является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Республики Ингушетия в рамках реализации государственных функций в области социальной политики по непрограммным направлениям деятельности (социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат). На 2024 год по данному направлению в Законопроекте предусмотрены средства в сумме 7 035 927,2 тыс. рублей, что на 324 742,4 тыс. рублей превышает объем расходов, запланированных по данному направлению на 2023 год в сумме 6 711 184,8 тыс. рублей (на 4,8 %).

Вторым по объему направляемых для его реализации средств является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в рамках реализации государственных функций в области социальной политики по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования). По данному направлению предусмотрено средств в сумме 658 148,0 тыс. рублей, что выше уровня запланированных расходов на 2023 год (428 893,6 тыс. рублей) на 229 254,4 тыс. рублей (на 53,4 %).

В результате проведенной экспертизы проекта закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» выявлены следующие нарушения и недостатки.

В нарушение статьи 184.2, пункта 2 статьи 185 Бюджетного Кодекса РФ, в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона ТФОМС РИ, не представлена оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.

Пояснительная записка не содержит информацию о показателях, характеризующих ожидаемый результат использования бюджетных ассигнований, пояснения ожидаемых результатов от использования бюджетных ассигнований и характеристику планируемых изменений (количественных и качественных).

Прогнозируемые объемы поступлений субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации определяются на основе стоимости медицинских услуг, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования. Расчет данных затрат осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Однако расчеты, сделанные ТФОМС РИ в соответствии с указанными методическими рекомендациями, с проектом бюджета ТФОМС РИ не представлены.

 

Выводы:

 

  1. В нарушение статьи 184.2, пункта 2 статьи 185 Бюджетного Кодекса РФ, в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона ТФОМС РИ, не представлена оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.
  2. Пояснительная записка не содержит информацию о показателях, характеризующих ожидаемый результат использования бюджетных ассигнований, пояснения ожидаемых результатов от использования бюджетных ассигнований и характеристику планируемых изменений (количественных и качественных).
  3. В пояснительной записке к Законопроекту не представлены расчеты стоимости медицинских услуг, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования.

 

                                               Предложения:

 

Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия считает возможным рассмотрение проекта закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» Народным Собранием Республики Ингушетия с учетом изложенных замечаний.