Заключение на проект закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О республиканском бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – Проект закона) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 18 Закона Республики Ингушетия «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия» от 31.12.2008 № 40-PЗ, статьей 8 Закона Республики Ингушетия «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия» от 28.09.2011 № 27-PЗ.
Проектом закона предлагается увеличить прогнозируемый объем доходов республиканского бюджета на 1 456 298,7 тыс. руб., в том числе поступления налоговых и неналоговых доходов - на 608 406,0 тыс. руб., безвозмездных доходов – на 847 892,7 тыс. руб.
Таким образом, доходная часть республиканского бюджета на 2025 год, согласно Проекту закона, составит 37 197 474,4 тыс. руб.
Расходная часть республиканского бюджета увеличится на 1 658 976,7 тыс. руб. и составит 38 176 309,0 тыс. руб.
Дефицит бюджета в соответствии с представленным Проектом закона увеличится на 202 678,0 тыс. руб. и составит 978 834,6 тыс. руб.
Источником покрытия дефицита бюджета определены доходы от продажи акций Аэропорта «Магас» и средства от привлечения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Установленный Проектом закона дефицит республиканского бюджета на 2025 год и предельный объем государственного внутреннего долга Республики Ингушетия на 1 января 2026 года не превышают ограничения, установленные в соответствии с статьей 92.1, пунктом 4 статьи 130, пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Раздел 1 «Общегосударственные вопросы»
Бюджетные назначения по разделу «Общегосударственные вопросы» в Проекте закона составляют в сумме 1 867 380,8 тыс. руб. или 4,9 % от общего объема расходной части бюджета.
Бюджетные назначения скорректированы в сторону увеличения по сравнению с действующим Законом Республики Ингушетия от 28.12.2024 № 57-РЗ «О республиканском бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – Закон РИ № 57-РЗ) на сумму 442 194,5 тыс. руб. (на 31,0 %) за счет повышения бюджетного финансирования по следующим подразделам:
- «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» - на 4 166,1 тыс. руб. или на 3,7 %;
- «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, местных администраций» - на 10 422,7 тыс. руб. или на 6,1 %;
- «Судебная система» - на 1 438,0 тыс. руб. или на 1,7 %;
- «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» - на 324,2 тыс. руб. или на 0,2 %;
- «Обеспечение проведения выборов и референдумов» - на 961,7 тыс. руб. или на 4,2 %;
- «Резервные фонды» - на 230 000,0 тыс. руб. или в 16,3 раза;
- «Другие общегосударственные вопросы» - на 194 881,8 тыс. руб. или на 22,3 %.
При этом, по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» Контрольно-счетной палате Республике Ингушетия не предусмотрены ассигнования в соответствии с распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 30.09.2025 № 493-р в сумме 860,0 тыс. руб. (уведомление о лимитах бюджетных обязательств от 30.09.2025 № 305), а также средства на повышение квалификации специалистов Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия в сумме 16,2 тыс. руб. Кроме того, по данному подразделу не учтено перераспределение средств в сумме 700,0 тыс. руб. (уведомление о лимитах бюджетных обязательств от 20.11.2025 № 409) в пределах лимита.
Раздел 2 «Национальная оборона»
Бюджетные назначения по разделу «Национальная оборона» в Проекте закона не изменились по сравнению с действующим Законом РИ № 57-РЗ и составляют 15 114,1 тыс. руб., или 0,04 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 3 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»
Согласно представленному Проекту закона расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» предусмотрены в сумме 242 642,3 тыс. руб. или 0,6 % от расходной части республиканского бюджета.
Бюджетные назначения по сравнению с действующим Законом № 57-РЗ по данному разделу увеличены на 19 942,7 тыс. руб. или 8,9 % за счет повышения бюджетного финансирования по следующим подразделам:
- «Гражданская оборона» - на сумму 6 182,6 тыс. руб. или на 4,2 %;
- «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность» - на сумму 13 760,1 тыс. руб. или на 21,2 %.
Раздел 4 «Национальная экономика»
Согласно представленному Проекту закона расходы по разделу «Национальная экономика» предусмотрены в сумме 4 591 684,6 тыс. руб. или 12,0 % от расходной части республиканского бюджета.
Бюджетные назначения по сравнению с действующим Законом № 57-РЗ по данному разделу увеличены на 43 196,4 тыс. руб. или 0,9 % за счет повышения бюджетного финансирования по следующим подразделам:
- «Общеэкономические вопросы» - на сумму 3 912,0 тыс. руб. или на 6,0 %;
- «Топливно-энергетический комплекс» - на сумму 571,0 тыс. руб. или на 0,8 %;
- «Сельское хозяйство и рыболовство» - на сумму 22 291,1 тыс. руб. или на 3,6 %;
- «Лесное хозяйство» - на сумму 2 249,8 тыс. руб. или на 2,2 %;
- «Транспорт» - на сумму 5 575,3 тыс. руб. или на 2,1 %;
- «Связь и информатика» - на сумму 5 449,8 тыс. руб. или на 3,9 %;
- «Другие вопросы в области национальной экономики» - на сумму 7 010,7 тыс. руб. или на 4,0 %.
Вместе с тем, представленным Проектом закона предусмотрено уменьшение бюджетного финансирования расходов по подразделу «Дорожное хозяйство» (дорожные фонды)» на сумму 3 863,3 тыс. руб. или на 0,1 %. По подразделу «Водное хозяйство» бюджетные ассигнования остаются без изменений.
Раздел 5 «Жилищно-коммунальное хозяйство»
Согласно представленному Проекту закона расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» предусмотрены в сумме 1 247 729,0 тыс. руб. или 3,3 % от расходной части республиканского бюджета.
Бюджетные назначения по сравнению с действующим Законом № 57-РЗ по данному разделу увеличены на 402 011,8 тыс. руб. или 47,5 % за счет повышения бюджетного финансирования по следующим подразделениям:
- «Жилищное хозяйство» - на сумму 62 585,0 тыс. руб. или в 41,7 раза;
- «Коммунальное хозяйство» - на сумму 9 722,5 тыс. руб. или на 1,8 %;
- «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» - на сумму 329 704,3 тыс. руб. или в 2,2 раза.
На прежнем уровне осталось финансирование по подразделу «Благоустройство» в сумме 172 862,4 тыс. руб.
Раздел 6 «Охрана окружающей среды»
Бюджетные назначения по разделу «Охрана окружающей среды» в Проекте закона не изменились по сравнению с действующим Законом РИ № 57-РЗ и составляют 6 340,1 тыс. руб. или 0,02 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 7 «Образование»
Согласно представленному Проекту закона бюджетные назначения на 2025 год по разделу «Образование» составляют 15 564 957,1 тыс. руб. или 40,7 % от общего объема расходной части бюджета.
Предусмотренное бюджетное финансирование на образование по сравнению с действующим Законом № 57-РЗ увеличено на 495 509,1 тыс. руб. или на 1,04 % в основном за счет увеличения бюджетного финансирования по подразделам:
- «Дошкольное образование» - на сумму 151 343,7 тыс. руб. или на 4,5 %;
- «Общее образование» - на сумму 134 690,5 тыс. руб. или на 1,3 %;
- «Дополнительное образование детей» - на сумму 82 493,4 тыс. руб. или на 35,8 %;
- «Среднее профессиональное образование» - на сумму 102 836,2 тыс. руб. или на 11,8 %;
- «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» - на сумму 1 000,0 тыс. руб. или на 3,1 %;
- «Молодежная политика» - на сумму 3 300,0 тыс. руб. или на 2,3 %;
- «Прикладные научные исследования в области образования» - на сумму 2 709,3 тыс. руб. или на 6,5 %;
- «Другие вопросы в области образования» - на сумму 17 136,0 тыс. руб. или на 9,7 %.
Раздел 8 «Культура и кинематография»
Согласно представленному Проекту закона бюджетные назначения по разделу «Культура и кинематография» уменьшились по сравнению с действующим Законом № 57-РЗ на 32 566,9 тыс. руб. и составляют 1 543 773,9 тыс. руб. или 4,0 % от общего объема расходной части бюджета.
Уменьшение произошло за счет снижения расходов по подразделу «Культура» на 56 216,9 тыс. руб. или на 3,8%. Бюджетные назначения по подразделу «Другие вопросы в области культуры и кинематографии» увеличились на 23 650,0 тыс. руб. или на 27,3%.
Раздел 9 «Здравоохранение»
Бюджетные назначения на 2025 год по разделу «Здравоохранение» в Проекте закона составляют 1 463 372,8 тыс. руб. или 3,8 % от общего объема расходной части бюджета.
Предусмотренное бюджетное финансирование на здравоохранение в Проекте закона по сравнению с действующим Законом № 57-РЗ увеличено на 76 678,8 тыс. руб. или на 5,5 % в основном за счет увеличения бюджетного финансирования по следующим подразделам:
- «Стационарная медицинская помощь» - на сумму 65 763,9 тыс. руб. или на 8,3 %;
- «Амбулаторная помощь» - на сумму 244,9 тыс. руб. или на 0,4 %;
- «Другие вопросы в области здравоохранения» - на сумму 11 950,9 тыс. руб. или на 3,2 %.
Вместе с тем, Проектом закона предусмотрено уменьшение бюджетного финансирования расходов по подразделу «Скорая медицинская помощь» - на сумму 1 280,9 тыс. руб. или на 1,6 %.
По подразделам «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» и «Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и её компонентов» изменения не предусмотрены.
Раздел 10 «Социальная политика»
Бюджетные назначения на 2025 год по разделу «Социальная политика» в Проекте закона составляют 9 301 477,2 тыс. руб. или 24,4 % от общего объема расходной части бюджета.
По сравнению с действующим Законом № 57-РЗ предусмотренное бюджетное финансирование по данному разделу увеличено на 59 542,4 тыс. руб. или на 0,6 % в основном за счет увеличения расходов по подразделам:
- «Пенсионное обеспечение» - на сумму 15 000,0 тыс. руб. или на 8,2 %;
- «Социальное обслуживание населения» - на сумму 47 984,3 тыс. руб. или на 4,0 %;
- «Охрана семьи и детства» - на сумму 3,0 тыс. руб.;
- «Другие вопросы в области социальной политики» - на сумму 24 564,3 тыс. руб. или на 5,6 %.
По подразделу «Социальное обеспечения населения» предусмотрено сокращение финансирования на сумму 28 009,2 тыс. руб. или на 0,5 %.
Раздел 11 «Физическая культура и спорт»
Бюджетные назначения по разделу «Физическая культура и спорт» в Проекте закона увеличены по сравнению с действующим Законом № 57-РЗ на 132 974,6 тыс. руб. и составляют 1 004 211,8 тыс. руб. или 2,6 % от общего объема расходной части бюджета.
Увеличение произошло за счет повышения бюджетного финансирования по следующим подразделам:
- «Физическая культура» - на сумму 62 818,2 тыс. руб. или на 11,5 %;
- «Массовый спорт» - на сумму 69 356,4 тыс. руб. или на 32,7 %;
- «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» - на сумму 800,0 тыс. руб. или на 3,4 %.
По подразделу «Спорт высших достижений» бюджетные ассигнования остаются без изменений.
Раздел 12 «Средства массовой информации»
Бюджетные назначения на 2025 год по разделу «Средства массовой информации» увеличились по подразделу «Телевидение и радиовещание» на 12 000,0 тыс. руб. и составляют 190 146,0 тыс. руб. или 0,5 % от общего объема расходной части бюджета. Повышение финансирования предусмотрено по подразделу «Телевидение и радиовещание».
Расходы по подразделу «Периодическая печать и издательства» остались на прежнем уровне в сумме 46 410,2 тыс. руб.
Раздел 13 «Обслуживание государственного и муниципального долга»
Бюджетные назначения по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» в Проекте закона уменьшились на 1 106,7 тыс. руб. и составляют 22 801,3 тыс. руб. или 0,05 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 14 «Межбюджетные трансферты»
Бюджетные назначения по разделу «Межбюджетные трансферты» в Проекте закона скорректированы в сторону увеличения на 8 600,0 тыс. руб. и составляют 1 114 678,0 тыс. руб. или 2,9 % от общего объема расходной части бюджета. Бюджетные назначения увеличены за счет повышения бюджетного финансирования по подразделу «Прочие межбюджетные трансферты общего характера» на 8 600,0 тыс. руб. или на 6,3 %.
Государственные программы Республики Ингушетия
Согласно таблице 2.1 «Распределение бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2025 год по целевым статьям (государственным программам Республики Ингушетия и непрограммным направлениям деятельности)» приложения № 6 к Проекту закона, программные расходы увеличены на 1 251 258,7 тыс. руб. и предусмотрены в сумме 35 890 176,1 тыс. руб.
Расходы республиканского бюджета на программные мероприятия после внесения предлагаемых изменений составят 94,0 % от общего объема расходов республиканского бюджета на 2025 год.
Непрограммные расходы планируются в сумме 2 286 132,9 тыс. руб. или 6,0 % от общих планируемых расходов бюджета.
Предусмотренное Проектом закона увеличение программных расходов в разрезе государственных программ РИ представлено в таблице.
(тыс. руб.).
|
№ |
Наименование государственной программы |
Утверждено на на 2025 г. |
Предусмотрено Законопроектом |
Отклонения (гр.4-гр.3) |
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Государственная программа РИ «Развитие здравоохранения» |
5 426 881,8 |
5 503 725,7 |
76 843,9 |
|
2. |
Государственная программа РИ «Развитие культуры» |
1 549 817,0 |
1 590 769,8 |
40 952,8 |
|
3. |
Государственная программа РИ «Развитие образования» |
14 860 128,1 |
15 276 174,8 |
416 046,7 |
|
4. |
Государственная программа РИ «Развитие физической культуры и спорта» |
871 057,2 |
1 004 031,8 |
132 974,6 |
|
5. |
Государственная программа РИ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» |
507 884,2 |
519 915,5 |
12 031,3 |
|
6. |
Государственная программа РИ «Социальная поддержка и содействие занятости населения» |
4 092 152,1 |
4 183 672,7 |
91 520,6 |
|
7. |
Государственная программа РИ «Развитие промышленности, транспорта и связи» |
529 641,9 |
458 006,3 |
-71 635,6 |
|
8. |
Государственная программа РИ «Управление государственным имуществом» |
74 835,0 |
75 235,0 |
400,0 |
|
9. |
Государственная программа РИ «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
137 636,5 |
137 528,5 |
-108,0 |
|
10. |
Государственная программа РИ «Управление финансами» |
1 282 473,8 |
1 286 142,1 |
3 668,3 |
|
11. |
Государственная программа РИ «Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства» |
297 293,1 |
436 673,6 |
139 380,5 |
|
12. |
Государственная программа РИ «Развитие архивного дела» |
37 081,6 |
37 081,6 |
0 |
|
13. |
Государственная программа РИ «Охрана и защита окружающей среды» |
161 275,8 |
169 525,6 |
8 249,8 |
|
14. |
Государственная программа РИ «Молодежная политика» |
104 584,0 |
108 384,0 |
3 800 |
|
15. |
Государственная программа РИ «Развитие туризма» |
48 403,1 |
49 521,8 |
1 118,7 |
|
16. |
Государственная программа РИ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности» |
296 059,0 |
311 001,7 |
14 942,7 |
|
17. |
Государственная программа РИ «Укрепление межнациональных отношений и развитие национальной политики» |
301 752,3 |
326 452,3 |
24 700,0 |
|
18. |
Государственная программа РИ «Развитие автомобильных дорог» |
2 390 853,9 |
2 474 763,8 |
83 909,9 |
|
19. |
Государственная программа РИ «Культурное наследие» |
26 323,8 |
27 966,5 |
1 642,7 |
|
20. |
Государственная программа РИ «Противодействие коррупции» |
2 285,0 |
2 495,0 |
210,0 |
|
21. |
Государственная программа РИ «Формирование современной городской среды на территории РИ» |
257 415,7 |
257 415,7 |
0 |
|
22. |
Государственная программа РИ «Комплексное развитие сельских территорий» |
1 043 720,3 |
1 020 525,8 |
-23 194,5 |
|
23. |
Государственная программа Республики Ингушетия «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Ингушетия соотечественников, проживающих за рубежом» |
120,0 |
120,0 |
0 |
|
24. |
Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2019 - 2024 годах» |
0 |
62 585,0 |
62 585,0 |
|
25. |
Государственная программа Республики Ингушетия «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства» |
339 242,2 |
570 461,5 |
231 219,3 |
|
|
Итого: |
34 638 917,4 |
35 890 176,1 |
1 251 258,7 |
Проектом закона предусмотрено внесение изменений в объемы финансирования 22 государственных программ из 25 предусмотренных государственных программ, в том числе:
1) увеличение бюджетных ассигнований по государственным программам:
- «Развитие здравоохранения» - на сумму 76 843,9 тыс. руб.;
- «Развитие культуры» - на сумму 40 952,8 тыс. руб.;
- «Развитие образования» - на сумму 416 046,7 тыс. руб.;
- «Развитие физической культуры и спорта» - на сумму 132 974,6 тыс. руб.;
- «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» - на сумму 12 031,3 тыс. руб.;
- «Социальная поддержка и содействие занятости населения» - на сумму 91 520,6 тыс. руб.;
- «Управление государственным имуществом» - на сумму 400,0 тыс. руб.;
- «Управление финансами» - на сумму 3 668,3 тыс. руб.;
- «Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства» - на сумму 139 380,5 тыс. руб.;
- «Охрана и защита окружающей среды» - на сумму 8 249,8 тыс. руб.;
- «Молодежная политика» - на сумму 3 800 тыс. руб.;
- «Развитие туризма» - на сумму 1 118,7 тыс. руб.;
- «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности» - на сумму 14 942,7 тыс. руб.;
- «Укрепление межнациональных отношений и развитие национальной политики» - на сумму 24 700,0 тыс. руб.;
- «Развитие автомобильных дорог» - на сумму 83 909,9 тыс. руб.;
- «Культурное наследие» - на сумму 1 642,7 тыс. руб.;
- «Противодействие коррупции» - на сумму 210,0 тыс. руб.;
- «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2019 - 2024 годах» - на сумму 62 585,0 тыс. руб.;
- «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства» - на сумму 231 219,3 тыс. руб.
2) уменьшение бюджетных ассигнований по государственным программам:
- «Развитие промышленности, транспорта и связи»» - на сумму -71 635,6 тыс. руб.;
- «Экономическое развитие и инновационная экономика» - на сумму 108,0 тыс. руб.;
- «Комплексное развитие сельских территорий» - на сумму 23 194,5 тыс. руб.
Вместе с тем, следует отметить, что в таблице 2.1 «Распределение бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2025 год по целевым статьям (государственным программам Республики Ингушетия и непрограммным направлениям деятельности)» приложения № 6 к Проекту закона указана «Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2019 - 2024 годах», а следовало указать «Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2025-2027 годах».
Выводы и предложения:
- По подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» Контрольно-счетной палате Республике Ингушетия не предусмотрены ассигнования в соответствии с распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 30.09.2025 № 493-р в сумме 860,0 тыс. руб., а также средства на повышение квалификации специалистов Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия в сумме 16,2 тыс. руб. Кроме того, по данному подразделу не учтено перераспределение средств в сумме 700,0 тыс. руб. в пределах установленного лимита.
- В таблице 2.1 «Распределение бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2025 год по целевым статьям (государственным программам Республики Ингушетия и непрограммным направлениям деятельности)» приложения № 6 к Проекту закона указана «Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2019 - 2024 годах», а следовало указать «Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2025-2027 годах».
- Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия считает возможным рассмотрение проекта закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О республиканском бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» с учетом замечаний.





