Заключение Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия по результатам экспертизы проекта закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (далее – Законопроект) подготовлено в соответствии с бюджетными полномочиями Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008 № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», Закона Республики Ингушетия от 28.09.2011 № 27-РЗ «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия».
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008 № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», исполнительный орган государственной власти Республики Ингушетия, ведающий вопросами финансов (Министерство финансов Республики Ингушетия), принимает участие в разработке проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее – ТФОМС РИ). В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008 № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», проект Закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» внесен на рассмотрение Народного Собрания Республики Ингушетия одновременно с проектом закона Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно Законопроекту, доходы бюджета ТФОМС РИ на 2026 год прогнозируются в сумме 9 889 791,9 тыс. руб., что на 5,1 % больше утвержденных доходов ТФОМС РИ на 2025год в сумме 9 412 184,2 тыс. руб.
Основным источником поступления средств в бюджет ТФОМС РИ являются субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Республики Ингушетия.
Законопроектом предусмотрены субвенции в сумме 9 565 660,2 тыс. руб., что составляет 96,7 % от общего объема доходов на 2026 год. Предусмотренная на 2026 год сумма по данному виду доходов превышает аналогичные доходы, утвержденные на 2025 год (9 185 002,9 тыс. руб.) на 380 657,3 тыс. руб. или 4,1 %.
Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования Законопроектом предусмотрены в сумме 301 903,1 тыс. руб. или на 48,7 % больше плановых показателей по данному виду доходов на 2025 год в сумме 202 961,9 тыс. руб.
Поступление доходов ТФОМС РИ от компенсации затрат бюджета предусмотрены в сумме 10 079,2 тыс. руб., что на 1 608,0 тыс. руб. больше утвержденных плановых показателей по данному виду доходов на 2025 год (8 471,2 тыс. руб.).
Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед территориальным фондом обязательного медицинского страхования предусмотрены в доходной части Законопроекта в сумме 742,2 тыс. руб., что на 84,1 тыс. руб. больше плановых назначений 2025 года (658,1 тыс. руб.).
Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части ТФОМС РИ), предусмотрены в сумме 11 407,2 тыс. руб. или 75,1% от объема запланированных средств по данному виду доходов на 2025 год (15 190,1 тыс. руб.).
Основным направлением расходования средств бюджета ТФОМС РИ является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Республики Ингушетия в рамках реализации государственных функций в области социальной политики по непрограммным направлениям деятельности (социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат). В Законопроекте на 2026 год по данному направлению предусмотрены средства в сумме 8 517 272,9 тыс. руб., что на 351 825,1 тыс. руб. превышает объем расходов, запланированных по данному направлению на 2025 год (8 165 447,8 тыс. руб.), на 4,3 %.
Вторым по объему расходованием средств Законопроекта является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в рамках реализации государственных функций в области социальной политики по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования). По данному направлению Законопроектом предусмотрено 980 743,8 тыс. руб., что выше уровня запланированных расходов на 2025 год (961 548,4 тыс. руб.) на 19 195,4 тыс. руб. или на 1,9 %.
В результате проведенной экспертизы проекта закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» выявлены следующие нарушения и недостатки.
В нарушение статьи 184.2, пункта 2 статьи 185 Бюджетного кодекса РФ, в составе документов и материалов, направляемых одновременно с проектом закона ТФОМС РИ, не представлена оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.
Пояснительная записка не содержит информацию о показателях, характеризующих ожидаемый результат использования бюджетных ассигнований, пояснения ожидаемых результатов от использования бюджетных ассигнований и характеристику планируемых изменений (количественных и качественных).
В пояснительной записке (страница 4 абзац 2) указано что прирост субвенции в 2026 году составит 884 106,2 тыс. руб. или 9,7 %, тогда как в таблице доходов сумма разницы субвенций, предусмотренных в 2025 и 2026 годах, составляет 380 657,3 тыс. руб. или 4,1 %.
В пояснительной записке (страница 7 таблицы) указано что расходы на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями лицам, застрахованным на территории других субъектов РФ, составляют в 2025 году 1 078 360,7 тыс. руб., тогда как в Законе Республики Ингушетия от 24.12.2024 №55-РЗ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» сумма расходов на вышеуказанные цели утверждена в размере 961 548,4 тыс. руб.
Выводы:
- В нарушение статьи 184.2, пункта 2 статьи 185 Бюджетного кодека РФ, в составе документов и материалов, направляемых одновременно с проектом закона ТФОМС РИ, не представлена оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.
- Пояснительная записка не содержит информацию о показателях, характеризующих ожидаемый результат использования бюджетных ассигнований, пояснения ожидаемых результатов от использования бюджетных ассигнований и характеристику планируемых изменений (количественных и качественных).
- В пояснительной записке (страница 4 абзац 2) указано что прирост субвенции в 2026 году составит 884 106,2 тыс. руб. или 9,7 %, тогда как в таблице доходов сумма разницы субвенций, предусмотренных в 2025 и 2026 годах, составляет 380 657,3 тыс. руб. или 4,1 %.
4. В пояснительной записке (страница 7 таблицы) указано что расходы на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, составляют в 2025 году 1 078 360,7 тыс. руб., тогда как в Законе Республики Ингушетия от 24.12.2024 № 55-РЗ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» сумма расходов на вышеуказанные цели утверждена в размере 961 548,4 тыс. руб.
Предложения:
Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия считает возможным рассмотрение проекта закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» Народным Собранием Республики Ингушетия с учетом изложенных замечаний и корректировки.





