В соответствии с пунктом 1.18 плана работы КСП РИ на 2019 год и приказом № 38-п от 16.10.2019 г. проведен аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» государственной программы РИ «Развитие образования». Объектами контроля стали Министерство образования и науки республики и 4 специализированных образовательных учреждения.
Целью аудита является:
- оценка эффективности деятельности ответственных исполнителей при использовании государственных средств в рамках подпрограммы «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов» государственной программы Республики Ингушетия «Развитие образования»;
- оценка материально-технической оснащенности учреждений, финансируемых в рамках подпрограммы «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов» государственной программы Республики Ингушетия «Развития образования»;
- определение степени достижения значений целевых показателей, установленных подпрограммой «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов» государственной программы Республики Ингушетия «Развития образования»;
- определение результативности мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов» государственной программы Республики Ингушетия «Развития образования»;
Как показала проверка, 1 учреждением допущено расходование бюджетных средств на цели, несоответствующие утвержденной бюджетной смете (погашена кредиторская задолженность прошлых периодов за счет средств, предусмотренных для финансирования обязательств отчетного года). Кроме того, 3 объектами аудита за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года произведена оплата обязательств предыдущих лет.
В результате нарушений порядка и условий оплаты труда путем полаты за один и тот же период отпускных и заработной платы работникам 4 учреждений, республиканскому бюджету нанесен ущерб.
В ходе аудита эффективности отмечено неэффективное использование бюджетных средств и государственного имущества. Так, при закрытии финансового года в 1 учреждении образования остались неиспользованными денежные средства при наличии кредиторской задолженности, а также у 3 объектов аудита на балансе находится имущество, которое не используется.
Помимо этого, 2 учреждениями допущены нарушения требований, предъявляемых к регистрам бухгалтерского учета.
Минобразования РИ, в рамках реализации подпрограммы «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», в нарушение статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, в проверяемом периоде заключались контракты и договоры на обучение, воспитание, содержание и развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья без проведения соответствующих конкурсных процедур.
Из-за несвоевременного исполнения обязательств республиканским бюджетом на выполнение государственного задания, 1 объектом аудита в установленный срок не произведена оплата страховых взносов во внебюджетные фонды, в связи с чем на него наложены и им уплачены пени и недоимка.
Минобразования РИ не проводились мероприятия по контролю за реализацией подпрограммы «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Более того, при проведении аудита сотрудниками КСП РИ отмечено, что в учреждениях наблюдается нехватка специальной учебной литературы, отдельных видов аппаратуры и техники, а также имеется дополнительная потребность в педагогических кадрах узкой специализации. Эти выводы подтверждаются и итогами опроса по качеству предоставляемых услуг, проведенного Палатой среди родителей учеников, обучающихся в указанных учреждениях. Большинство опрошенных обратили внимание на низкий уровень оснащения материально-технической базы учреждений и нехватку специалистов определенного профиля.
Запланированные объемы финансирования подпрограммы осуществляются не в полном объеме, что приводит к образованию кредиторской задолженности, и, соответственно, создает трудности в осуществлении реализации программных мероприятий.
По итогам контрольного мероприятия в адрес Минобразования Ингушетии и его подведомственных учреждений направлено 5 представлений Контрольно-счетной палаты РИ об устранении выявленных нарушений и недостатков и недопущению их впредь. Кроме того, Министерству образования и науки Республики Ингушетия с учетом категории обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья предписано рассмотреть возможность укрепления материально-технической базы подведомственных учреждений, проверенных в ходе аудита, и осуществлять финансирование, согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, своевременно и в полном объеме.
Для принятия соответствующих мер по выявленным нарушениям материалы ревизии направлены в прокуратуру и Следственное управление СК России по РИ.
Информационные письма о результатах проверки направлены Главе Республики Ингушетия и в Народное Собрание Ингушетии.