Заключение на проект закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О республиканском бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Законопроект, проект Закона) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 18 Закона Республики Ингушетия «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия» № 40-PЗ от 31.12.2008 г., статьей 8 Закона Республики Ингушетия «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия» № 27-PЗ от 28 сентября 2011 года.
Основной целью Законопроекта является необходимость уточнения доходов, а также корректировка расходной части республиканского бюджета.
Проектом предлагается увеличить прогнозируемый объем доходов республиканского бюджета на 1 498 801,9 тыс. рублей. Планируемые поступления налоговых доходов возрастут на 469 801,9 тыс. рублей, неналоговых доходов – на 62 200,0 тыс. рублей, безвозмездных поступлений – на 966 800,0 тыс. рублей.
Таким образом, доходная часть республиканского бюджета на 2024 год, согласно Законопроекту, составит 34 977 588,9 тыс. рублей.
Расходная часть республиканского бюджета увеличится на 1 573 816,6 тыс. рублей и составит 35 315 061,4 тыс. рублей.
Дефицит бюджета в соответствии с представленным Законопроектом вырастит на 75 044,7 тыс. рублей и составит 337 502,5 тыс. рублей. Источником увеличения дефицита бюджета определены средства, высвобождаемые в результате списания 2/3 задолженности по бюджетным кредитам, подлежащим погашению в 2024 году в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 27.11.2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Установленный проектом Закона дефицит республиканского бюджета на 2024 год и предельный объем государственного внутреннего долга Республики Ингушетия на 1 января 2025 года не превышают ограничения, установленные в соответствии с статьей 92.1, пунктом 4 статьи 130, пунктом 4 статьи 107 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Раздел 1 «Общегосударственные вопросы»
Бюджетные назначения по разделу «Общегосударственные вопросы» скорректированы в сторону увеличения на сумму 675 992,1 тыс. рублей и составляют 2 080 582,1 тыс. рублей или 5,9 % от общего объема расходной части бюджета.
Наиболее существенный вклад в увеличение расходов по разделу внесло увеличение расходов по следующим подразделам:
- Резервные фонды – на 260 000,0 тыс. рублей или в 3,7 раза;
- Другие общегосударственные вопросы – на 386 291,1 тыс. рублей или на 48,6 %.
Раздел 2 «Национальная оборона»
Бюджетные назначения по разделу «Национальная оборона» не изменились и составляют 13 101,3 тыс. рублей или 0,04 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 3 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»
Бюджетные назначения по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» скорректированы в сторону увеличения на сумму 10 039,2 тыс. рублей и составляют 205 127,9 тыс. рублей или 0,6 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 4 «Национальная экономика»
Бюджетные назначения по разделу «Национальная экономика» скорректированы в сторону увеличения на сумму 93 888,9 тыс. рублей и составляют 3 576 948,2 тыс. рублей или 10,1 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 5 «Жилищно-коммунальное хозяйство»
Бюджетные назначения по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» скорректированы в сторону увеличения на сумму 187 783,8 тыс. рублей и составляют 1 521 607,2 тыс. рублей или 4,3 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 6 «Охрана окружающей среды»
Бюджетные назначения по разделу «Охрана окружающей среды» не изменились и составляют 6 961,4 тыс. рублей или 0,02 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 7 «Образование»
Бюджетные назначения по разделу «Образование» скорректированы в сторону увеличения на сумму 124 200,8 тыс. рублей и составляют 14 596 614,0 тыс. рублей или 41,3 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 8 «Культура и кинематография»
Бюджетные назначения по разделу «Культура и кинематография» скорректированы в сторону увеличения на 330 092,8 тыс. рублей и составляют 1 271 551,4 тыс. рублей или 3,6 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 9 «Здравоохранение»
Бюджетные назначения по разделу «Здравоохранение» скорректированы в сторону увеличения на 12 282,8 тыс. рублей и составляют 1 294 306,0 тыс. рублей или 3,6 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 10 «Социальная политика»
Бюджетные назначения по разделу «Социальная политика» скорректированы в сторону увеличения на 90 972,5 тыс. рублей и составляют 8 640 911,0 тыс. рублей или 24,4 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 11 «Физическая культура и спорт»
Бюджетные назначения по разделу «Физическая культура и спорт» скорректированы в сторону увеличения на сумму 46 284,9 тыс. рублей и составляют 880 467,5 тыс. рублей или 2,5 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 12 «Средства массовой информации»
Бюджетные назначения по разделу «Средства массовой информации» скорректированы в сторону увеличения на 5 279,1 тыс. рублей и составляют 169 272,8 тыс. рублей или 0,48 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 13 «Обслуживание государственного и муниципального долга»
Бюджетные назначения по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» не изменились и составляют 25 474,5 тыс. рублей или 0,07 % от общего объема расходной части бюджета.
Раздел 14 «Межбюджетные трансферты»
Бюджетные назначения по разделу «Межбюджетные трансферты» скорректированы в сторону уменьшения на сумму 3 000,0 тыс. рублей и составляют 1 032 136,2 тыс. рублей или 2,9 % от общего объема расходной части бюджета.
Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств
на 2024 год
В представленном Законопроекте изменения по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов не предусмотрены.
Распределение
бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2024 год на реализацию государственных программ Республики Ингушетия
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации Законопроект сформирован в программной структуре расходов на основе 24 государственных программ (далее – Госпрограмма) и Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2019-2024 годах».
Согласно Законопроекту, расходы республиканского бюджета на реализацию Госпрограммы скорректированы в сторону увеличения на 741 888,2 тыс. рублей и составляют 32 495 051,2 тыс. рублей.
Увеличение запланировано по 17 из 24 Госпрограмм.
Сравнительная характеристика распределения бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограмм в 2024 году, а также темпы роста или снижения расходов представлены в таблице.
(тыс. рублей)
п/п |
Наименование |
Утверждено Законом на 2024 г. |
Предлагаемые изменения по законопроекту |
Сумма по итогам внесения изменений (+;-) |
1. |
ГП «Развитие здравоохранения» |
4 961 765,9 |
4 998 763,7 |
+ 36 997,8 |
2. |
ГП «Развитие культуры и архивного дела» |
913 684,4 |
1 248 106,3 |
+ 334 421,9 |
3. |
ГП «Развитие образования» |
13 176 909,2 |
13 090 455,5 |
- 86 453,7 |
4. |
ГП «Развитие физической культуры и спорта» |
834 002,6 |
880 287,5 |
+ 46 284,9 |
5. |
ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» |
529 461,0 |
528 641,2 |
- 819,8 |
6. |
ГП «Социальная поддержка и содействие занятости населения» |
3 720 166,9 |
3 801 449,0 |
+ 81 282,1 |
7. |
ГП «Развитие промышленности, транспорта и связи» |
449 914,8 |
468 235,8 |
+ 18 321,0 |
8. |
ГП «Управление государственным имуществом» |
83 263,1 |
105 124,9 |
+ 21 861,8 |
9. |
ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
129 506 |
152 379,3 |
+ 22 873,3 |
10. |
ГП «Управление финансами» |
1 278 126,3 |
1 197 129,3 |
- 80 997,0 |
11. |
ГП «Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства» |
884 510,1 |
868 809,1 |
- 15 701,0 |
12. |
ГП «Развитие архивного дела» |
38 024,6 |
37 593,8 |
- 430,8 |
13. |
ГП «Охрана и защита окружающей среды» |
154 408,3 |
221 671,8 |
+ 67 263,5 |
14. |
ГП «Молодежная политика» |
99 203,2 |
107 855,5 |
+ 8 652,3 |
15. |
ГП «Развитие туризма» |
36 538,7 |
53 385,5 |
+ 16 846,8 |
16. |
ГП «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности» |
304 377,5 |
265 051,3 |
- 39 326,2 |
17. |
ГП «Укрепление межнациональных отношений и развитие национальной политики» |
272 180,9 |
281 917,5 |
+ 9 736,6 |
18. |
ГП «Развитие автомобильных дорог» |
1 363 383,5 |
1 428 993,4 |
+ 65 609,9 |
19. |
ГП «Культурное наследие» |
27 574,2 |
23 245,1 |
- 4 329,1 |
20. |
ГП «Создание новых мест в общеобразовательных организациях РИ в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 гг.» |
1 255 572,4 |
1 421 664,6 |
+ 166 092,2 |
21. |
ГП «О противодействии коррупции» |
2 285,0 |
2 285,0 |
- |
22. |
ГП «Формирование современной городской среды на территории РИ» |
431 842,6 |
431 842,6 |
- |
23. |
ГП «Комплексное развитие сельских территорий» |
806 342,0 |
810 961,8 |
+ 4 619,8 |
24. |
ГП «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Ингушетия соотечественников, проживающих за рубежом, 2022-2024 годы» |
120,0 |
120,0 |
- |
|
|
|
|
|
|
Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2019-2024 годах» |
25 635,3 |
69 081,7 |
43 446,4 |
|
Программная часть бюджета, всего |
31 753 163,0 |
32 495 051,2 |
+ 741 888,2 |
Законопроект предусматривает изменение сумм расходов республиканского бюджета на 2024 год по разделам и подразделам бюджетной классификации.
Представленный Законопроект по некоторым позициям не содержит расчеты, а также обоснование необходимости внесения соответствующих изменений в расходную часть бюджета, что противоречит требованиям пункта 2 статьи 21 Закона Республики Ингушетия «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия №40-РЗ от 31 декабря 2008 года.
В пояснительной записке к проекту Закона также отсутствует обоснование причин вносимых изменений в суммы расходов, расчеты по этим суммам.
Кроме того, проектом Закона предусмотрено внесение изменений в распределение бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2024 год по целевым статьям (государственным программам Республики Ингушетия и непрограммным направлениям деятельности).
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса РФ к проекту Закона о бюджете представляются паспорта государственных программ (проекты изменений в указанные паспорта).
Однако, проекты изменений в паспорта Госпрограмм, по которым предусмотрено внесение изменений в распределение бюджетных ассигнований, с проектом Закона не представлены.
Выводы и предложения:
С учетом изложенных замечаний Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия считает возможным принятие проекта Закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О республиканском бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».