Заключение на проект закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О республиканском бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Законопроект, проект Закона) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 18 Закона Республики Ингушетия «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия» № 40-PЗ от 31.12.2008 г., статьей 8 Закона Республики Ингушетия «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия» № 27-PЗ от 28 сентября 2011 года.

Основной целью Законопроекта является необходимость уточнения доходов, а также корректировка расходной части республиканского бюджета.

Проектом предлагается увеличить прогнозируемый объем доходов республиканского бюджета на 1 498 801,9 тыс. рублей. Планируемые поступления налоговых доходов возрастут на 469 801,9 тыс. рублей, неналоговых доходов – на 62 200,0 тыс. рублей, безвозмездных поступлений – на 966 800,0 тыс. рублей.

Таким образом, доходная часть республиканского бюджета на 2024 год, согласно Законопроекту, составит 34 977 588,9 тыс. рублей.

Расходная часть республиканского бюджета увеличится на 1 573 816,6 тыс. рублей и составит 35 315 061,4 тыс. рублей.

Дефицит бюджета в соответствии с представленным Законопроектом вырастит на 75 044,7 тыс. рублей и составит 337 502,5 тыс. рублей. Источником увеличения дефицита бюджета определены средства, высвобождаемые в результате списания 2/3 задолженности по бюджетным кредитам, подлежащим погашению в 2024 году в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 27.11.2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Установленный проектом Закона дефицит республиканского бюджета на 2024 год и предельный объем государственного внутреннего долга Республики Ингушетия на 1 января 2025 года не превышают ограничения, установленные в соответствии с статьей 92.1, пунктом 4 статьи 130, пунктом 4 статьи 107 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

 

Раздел 1 «Общегосударственные вопросы»

 

Бюджетные назначения по разделу «Общегосударственные вопросы» скорректированы в сторону увеличения на сумму 675 992,1 тыс. рублей и составляют 2 080 582,1 тыс. рублей или 5,9 % от общего объема расходной части бюджета.

Наиболее существенный вклад в увеличение расходов по разделу внесло увеличение расходов по следующим подразделам:

- Резервные фонды – на 260 000,0 тыс. рублей или в 3,7 раза;

- Другие общегосударственные вопросы – на 386 291,1 тыс. рублей или на 48,6 %.

 

Раздел 2 «Национальная оборона»

 

Бюджетные назначения по разделу «Национальная оборона» не изменились и составляют 13 101,3 тыс. рублей или 0,04 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 3 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»

 

Бюджетные назначения по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» скорректированы в сторону увеличения на сумму 10 039,2 тыс. рублей и составляют 205 127,9 тыс. рублей или 0,6 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 4 «Национальная экономика»

 

Бюджетные назначения по разделу «Национальная экономика» скорректированы в сторону увеличения на сумму 93 888,9 тыс. рублей и составляют 3 576 948,2 тыс. рублей или 10,1 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 5 «Жилищно-коммунальное хозяйство»

 

Бюджетные назначения по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» скорректированы в сторону увеличения на сумму 187 783,8 тыс. рублей и составляют 1 521 607,2 тыс. рублей или 4,3 % от общего объема расходной части бюджета.

Раздел 6 «Охрана окружающей среды»

 

Бюджетные назначения по разделу «Охрана окружающей среды» не изменились и составляют 6 961,4 тыс. рублей или 0,02 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 7 «Образование»

 

Бюджетные назначения по разделу «Образование» скорректированы в сторону увеличения на сумму 124 200,8 тыс. рублей и составляют 14 596 614,0 тыс. рублей или 41,3 % от общего объема расходной части бюджета.

Раздел 8 «Культура и кинематография»

 

Бюджетные назначения по разделу «Культура и кинематография» скорректированы в сторону увеличения на 330 092,8 тыс. рублей и составляют 1 271 551,4 тыс. рублей или 3,6 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 9 «Здравоохранение»

 

Бюджетные назначения по разделу «Здравоохранение» скорректированы в сторону увеличения на 12 282,8 тыс. рублей и составляют 1 294 306,0 тыс. рублей или 3,6 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 10 «Социальная политика»

 

Бюджетные назначения по разделу «Социальная политика» скорректированы в сторону увеличения на 90 972,5 тыс. рублей и составляют 8 640 911,0 тыс. рублей или 24,4 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 11 «Физическая культура и спорт»

 

Бюджетные назначения по разделу «Физическая культура и спорт» скорректированы в сторону увеличения на сумму 46 284,9 тыс. рублей и составляют 880 467,5 тыс. рублей или 2,5 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 12 «Средства массовой информации»

 

Бюджетные назначения по разделу «Средства массовой информации» скорректированы в сторону увеличения на 5 279,1 тыс. рублей и составляют 169 272,8 тыс. рублей или 0,48 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 13 «Обслуживание государственного и муниципального долга»

 

Бюджетные назначения по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» не изменились и составляют 25 474,5 тыс. рублей или 0,07 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Раздел 14 «Межбюджетные трансферты»

 

Бюджетные назначения по разделу «Межбюджетные трансферты» скорректированы в сторону уменьшения на сумму 3 000,0 тыс. рублей и составляют 1 032 136,2 тыс. рублей или 2,9 % от общего объема расходной части бюджета.

 

Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств

на 2024 год

 

В представленном Законопроекте изменения по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов не предусмотрены.

 

Распределение

бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2024 год на реализацию государственных программ Республики Ингушетия

 

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации Законопроект сформирован в программной структуре расходов на основе 24 государственных программ (далее – Госпрограмма) и Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2019-2024 годах».

Согласно Законопроекту, расходы республиканского бюджета на реализацию Госпрограммы скорректированы в сторону увеличения на 741 888,2 тыс. рублей и составляют 32 495 051,2 тыс. рублей.

Увеличение запланировано по 17 из 24 Госпрограмм.

Сравнительная характеристика распределения бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограмм в 2024 году, а также темпы роста или снижения расходов представлены в таблице.

(тыс. рублей)

п/п

Наименование

Утверждено Законом на 2024 г.

Предлагаемые изменения по законопроекту

Сумма по итогам внесения изменений (+;-)

1.

ГП «Развитие здравоохранения»

4 961 765,9

4 998 763,7

+ 36 997,8

2.

ГП «Развитие культуры и архивного дела»

913 684,4

1 248 106,3

+ 334 421,9

3.

ГП «Развитие образования»

13 176 909,2

13 090 455,5

- 86 453,7

4.

ГП «Развитие физической культуры и спорта»

834 002,6

880 287,5

+ 46 284,9

5.

ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

529 461,0

528 641,2

- 819,8

6.

ГП «Социальная поддержка и содействие занятости населения»

3 720 166,9

3 801 449,0

+ 81 282,1

7.

ГП «Развитие промышленности, транспорта и связи»

449 914,8

468 235,8

+ 18 321,0

8.

ГП «Управление государственным имуществом»

83 263,1

105 124,9

+ 21 861,8

9.

ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика»

129 506

152 379,3

+ 22 873,3

10.

ГП «Управление финансами»

1 278 126,3

1 197 129,3

-  80 997,0

11.

ГП «Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

884 510,1

868 809,1

- 15 701,0

12.

ГП «Развитие архивного дела»

38 024,6

37 593,8

- 430,8

13.

ГП «Охрана и защита окружающей среды»

154 408,3

221 671,8

+ 67 263,5

14.

ГП «Молодежная политика»

99 203,2

107 855,5

+ 8 652,3

15.

ГП «Развитие туризма»

36 538,7

53 385,5

+ 16 846,8

16.

ГП «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности»

304 377,5

265 051,3

- 39 326,2

17.

ГП «Укрепление межнациональных отношений и развитие национальной политики»

272 180,9

281 917,5

+ 9 736,6

18.

ГП «Развитие автомобильных дорог»

1 363 383,5

1 428 993,4

+ 65 609,9

19.

ГП «Культурное наследие»

27 574,2

23 245,1

- 4 329,1

20.

ГП «Создание новых мест в общеобразовательных организациях РИ в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 гг.»

1 255 572,4

1 421 664,6

+ 166 092,2

21.

ГП «О противодействии коррупции»

2 285,0

2 285,0

-

22.

ГП «Формирование современной городской среды на территории РИ»

431 842,6

431 842,6

-

23.

ГП «Комплексное развитие сельских территорий»

806 342,0

810 961,8

+ 4 619,8

24.

ГП «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Ингушетия соотечественников, проживающих за рубежом, 2022-2024 годы»

120,0

120,0

-

 

 

 

 

 

 

Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2019-2024 годах»

25 635,3

69 081,7

43 446,4

 

Программная часть бюджета, всего

31 753 163,0

32 495 051,2

+ 741 888,2

 

Законопроект предусматривает изменение сумм расходов республиканского бюджета на 2024 год по разделам и подразделам бюджетной классификации.

Представленный Законопроект по некоторым позициям не содержит расчеты, а также обоснование необходимости внесения соответствующих изменений в расходную часть бюджета, что противоречит требованиям пункта 2 статьи 21 Закона Республики Ингушетия «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия №40-РЗ от 31 декабря 2008 года.

В пояснительной записке к проекту Закона также отсутствует обоснование причин вносимых изменений в суммы расходов, расчеты по этим суммам.

Кроме того, проектом Закона предусмотрено внесение изменений в распределение бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2024 год по целевым статьям (государственным программам Республики Ингушетия и непрограммным направлениям деятельности).

В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса РФ к проекту Закона о бюджете представляются паспорта государственных программ (проекты изменений в указанные паспорта).

Однако, проекты изменений в паспорта Госпрограмм, по которым предусмотрено внесение изменений в распределение бюджетных ассигнований, с проектом Закона не представлены.

 

Выводы и предложения:

С учетом изложенных замечаний Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия считает возможным принятие проекта Закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О республиканском бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».