Заключение Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия по результатам экспертизы проекта закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Законопроект) подготовлено в соответствии с бюджетными полномочиями Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008 г. № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», Закона Республики Ингушетия от 28.09.2011 г. № 27-РЗ «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия».

Согласно Законопроекту, доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее – ТФОМС РИ) на 2021 год прогнозируются в сумме 6 149 337,3 тыс. руб., что составляет 106,7 % к утвержденному плану по доходам ТФОМС РИ на 2020 год в сумме 5 763 852,2 тыс. руб. и 114,2 % к поступлению доходов за 2019 год в сумме 5 383 103,1 тыс. руб.

Основным источником поступления средств в бюджет ТФОМС РИ являются субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Республики Ингушетия. На 2021 год они предусмотрены в проекте бюджета ТФОМС РИ в сумме 5 817 897,5 тыс. руб., что составляет 94,6 % от общего объема доходов. Предусмотренная на 2021 сумма по данному виду доходов превышает аналогичные доходы, утвержденные на 2020 год (5 537 397,3 тыс. руб.), на 280 500,2 тыс. руб. (на 5,1%), и на 747 564,0 тыс. руб. превышает объем поступивших по данному виду доходов средств в 2019 году в сумме 5 070 333,5 тыс. руб. (на 14,7 %).

Поступления доходов от компенсации затрат бюджета ТФОМС РИ предусмотрены в сумме 126 707,3 тыс. руб., что соответствует плановым показателям по данному виду доходов на 2020 год и на 30 463,6 тыс. руб. (на 31,6 %) больше фактических доходов за 2019 год (96 243,7 тыс. руб.).

Денежные взыскания (штрафы), неустойки, пени за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования) предусмотрены в доходной части Законопроекта в сумме 531,6 тыс. руб., на 217,2 тыс. руб. или на 69 % выше плановых назначений 2020 года (314,4 тыс. руб.), и на 279,0 тыс. руб. или на 110 % выше уровня фактического поступления данных доходов за 2019 год (252,6 тыс. руб.).

Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части ТФОМС РИ), предусмотрены в сумме 6 747,3 тыс. руб. Объем запланированных средств по данному виду доходов соответствует плановым назначениям на 2020 год и на 1 279,0 тыс. руб. или на 23,4 % выше фактических поступлений за 2019 год (5 468,3 тыс. руб.).

Основным направлением расходования средств бюджета ТФОМС РИ является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Республики Ингушетия в рамках реализации государственных функций в области социальной политики по непрограммным направлениям деятельности (социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат). На 2021 год по данному направлению в Законопроекте предусмотрены средства в сумме 5 149 730,9 тыс. руб., что на 246 817,0 тыс. руб. превышает объем расходов, запланированных по данному направлению на 2020 год в сумме 4 902 913,9 тыс. руб. (на 5,0 %), и на 590 244,0 тыс. руб. (на 12,9 %) расходы 2019 года в сумме 4 559 486,9 тыс. руб.

Вторым по объему направляемых для его реализации средств является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в рамках реализации государственных функций в области социальной политики по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования). По данному направлению предусмотрено средств в сумме 619 092,3 тыс. руб., что превышает уровень запланированных расходов на 2020 год (555 986,0 тыс. руб.) на 63 105,7 тыс. руб. (на 11,3 %), но ниже уровня фактических расходов 2019 года (667 846,8 тыс. руб.) на 48 754,5 тыс. руб. (на 7,3 %).

Объем предусмотренных средств на общегосударственные расходы, в том числе на расходы на выплаты персоналу, закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, уплату налогов, сборов и иных платежей, составляет в сумме 56 353,2 тыс. руб. Данный объем расходов значительно ниже уровня назначений 2020 года (197 933,8 тыс. руб.), - на 141 580,6 тыс. руб. (на 71,5 %), и примерно соответствует уровню фактических расходов 2019 года (56 594,5 тыс. руб.), - ниже на 241,3 тыс. руб. (на 0,43 %). Столь существенное увеличение расходов по данной статье в 2019 году объясняется тем, что в 2019 году были предусмотрены значительные средства на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности за счет внутренних источников финансирования дефицита бюджета ТФОМС РИ в сумме 142 235,7 тыс. руб.

В нарушение ст. 184.2, п. 2 ст. 185 БК РФ, в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона ТФОМС РИ, не представлена оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.

Пояснительная записка не содержит информацию о показателях, характеризующих ожидаемый результат использования бюджетных ассигнований, пояснения ожидаемых результатов от использования бюджетных ассигнований и характеристику планируемых изменений (количественных и качественных).

В пояснительной записке к Законопроекту указывается, что при определении стоимости муниципальных услуг, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования, приняты в расчет затраты на оказание медицинской помощи в соответствии с методическими рекомендациями Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Однако расчеты, сделанные ТФОМС РИ в соответствии с указанными методическими рекомендациями, с проектом бюджета ТФОМС РИ не представлены.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008 г. № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», исполнительный орган государственной власти Республики Ингушетия, ведающий вопросами финансов (Министерство финансов Республики Ингушетия), принимает участие в разработке проекта бюджета ТФОМС РИ. В соответствии с п. 17 ст. 19 Закона Республики Ингушетия от 31.12.2008г. № 40-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия», проект Закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» внесен на рассмотрение Народного Собрания Республики Ингушетия одновременно с проектом закона Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В проекте республиканского бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрены только на 11 месяцев. Однако, в Законопроекте и приложенных к нему материалах (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование) данный факт не нашел своего отражения и оценки. В финансово-экономическом обосновании к Законопроекту указывается, что прогнозируемые доходы бюджета ТФОМС РИ сформированы на основе прогноза поступления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации и прочих поступлений, прогнозируемых на основе фактических поступлений 2020 года. При этом, не рассматривается и не дается оценка возможности исполнения доходных и расходных статей бюджета ТФОМС РИ на 2021 год в отсутствие поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения из республиканского бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации. 

Выводы: 

  1. Проект Закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» внесен Главой Республики Ингушетия на рассмотрение Народного Собрания РИ с соблюдением требований, установленных ст. 184.2 БК РФ, ст. 34 Закона Республики Ингушетия «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия» № 40-PЗ от 31.12.2008 г.
  2. В нарушение ст. 184.2, п. 2 ст. 185 БК РФ, в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона ТФОМС РИ, не представлена оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.
  3. Пояснительная записка не содержит информацию о показателях, характеризующих ожидаемый результат использования бюджетных ассигнований, пояснения ожидаемых результатов от использования бюджетных ассигнований и характеристику планируемых изменений (количественных и качественных).
  4. В пояснительной записке к Законопроекту не представлены расчеты стоимости муниципальных услуг, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования.
  5. В проекте республиканского бюджета расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрены только на 11 месяцев. Однако, в Законопроекте и приложенных к нему материалах (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование) данный факт не нашел своего отражения и оценки. В финансово-экономическом обосновании к Законопроекту указывается, что прогнозируемые доходы бюджета ТФОМС РИ сформированы на основе прогноза поступления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации и прочих поступлений, прогнозируемых на основе фактических поступлений 2020 года. При этом, не рассматривается и не дается оценка возможности исполнения доходных и расходных статей бюджета ТФОМС РИ на 2021 год в отсутствие поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения из республиканского бюджета в полном объеме в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации. 

Предложения: 

Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия считает возможным рассмотрение проекта закона Республики Ингушетия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Народным Собранием Республики Ингушетия при условии устранения изложенных замечаний. 

Аудитор                                                                               М-Б. А-Х. Аушев