Финансово-экономическая экспертиза проекта постановления Правительства Республики Ингушетия «О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее – Проект) проведена в соответствии со  ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст.8 Закона Республики Ингушетия от 28.09.2011 г. №27-РЗ «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия».

Государственная программа Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее – Госпрограмма) утверждена Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 04.07.2014 г. №126.

Госпрограмма включена в Перечень программ Республики Ингушетия, утвержденный Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 22.11.2013 г. №820.

Ответственным исполнителем Госпрограммы является Министерство сельского хозяйства Республики Ингушетия.

Соисполнители Госпрограммы: Министерство культуры и архивного дела Республики Ингушетия, Государственное управление автомобильных дорог Республики Ингушетия.

Цели Госпрограммы - снижение продовольственной зависимости Республики Ингушетия, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса, оптимизации его институционной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий.

Сроки реализации: 2014-2021 гг.

Согласно пояснительной записке к Проекту внесение изменений в Госпрограмму обусловлено проводимой Министерством сельского хозяйства РФ работой по упрощению механизмов доведения средств государственной поддержки, предусмотренных Госпрограммой до сельскохозяйственных потребителей. Так, согласно пояснительной записке субсидии на оказание государственной поддержки поделены на субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (компенсирующие) и субсидии на стимулирование приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (стимулирующие). Также, Проектом предусмотрено приведения параметров бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию мероприятий Госпрограммы в соответствие с Законами РИ от 29.12.2018 г. №48-РЗ «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы» и от 30.12.2019 г. №59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы».

В ходе проведения финансово-экономической экспертизы Проекта установлено следующее.

В соответствии со ст.28 Порядка финансовое обеспечение реализации государственной программы в части расходных обязательств Республики Ингушетия осуществляется за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы утверждается законом Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Представленным Проектом предусмотрено финансирование программных мероприятий Госпрограммы в 2020 г. в сумме 608 018 тыс. руб., в 2021 г. – 611 057,8 тыс. руб., в 2022 г. – 704 425, 1 тыс. руб.

Вместе с тем, указанные суммы бюджетных ассигнований не соответствуют, предусмотренным в законе о бюджете.

Так, Законом Республики Ингушетия от 30.12.2019 г. №59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы» на реализацию мероприятий Госпрограммы предусмотрены на: 2020 г. – 616 400,6 тыс. руб., 2021 г. – 662 551,4 тыс. руб., 2022 г. – 704 425,1 тыс. руб.

Проектом предусмотрено увеличение целевых показателей Госпрограммы (Приложение №1 к Госпрограмме) с 64 до 68, что не отражено в пояснительной записке. Более того, Проектом предусмотрено уменьшение значений 10 и увеличение значений 4 целевых показателей Госпрограммы за 2019 г. 

Вместе с тем, уменьшение или увеличение в 2020 г. значений целевых показателей Госпрограммы за 2019 г. после их фактического исполнения является некорректным и недопустимым.

Информация о причинах увеличения количества целевых показателей, уменьшения или увеличения значений целевых показателей Госпрограммы в материалах, приложенных к Проекту, отсутствует.

Порядок формирования, разработки, реализации и оценки государственных программ Республики Ингушетия регламентируется Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РИ, утвержденным Постановлением Правительства РИ от 14 ноября 2013 г. №259 (далее – Порядок №259). Порядком №259 предусмотрены требования к содержанию государственных программ и приложения к ним.

Представленным Проектом предусмотрено внесение изменений в Приложение №3 «Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия» за счет средств республиканского бюджета» к Госпрограмме.

Однако, Постановлением Правительства РИ от 3 июля 2019 г. №106 «О внесении изменений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РИ» Приложение №4 «Ресурсное обеспечение реализации государственной программы» к государственным программа РИ исключено из Порядка №259. В связи с этим, целесообразно исключить из Госпрограммы Приложение №3 «Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия» за счет средств республиканского бюджета».

Согласно Указу Главы Республики Ингушетия от 11.09.2018 г. №170 «О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия» Ветеринарное управление Республики Ингушетия реорганизовано путем присоединения к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.

Однако, в ходе подготовки настоящего заключения установлено, что Проект и действующая Госпрограмма не содержат мероприятия для обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в республике, предупреждения болезней животных, их лечения, обеспечения полноценности и безопасности выпускаемой продукции животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении, защиты населения от болезней, общих для животных и человека и тд.

Следует отметить, что проверкой законности, результативности (эффективности, экономности) использования бюджетных средств, выделенных в 2018 г. государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Ветеринарному управлению РИ, проведенной Контрольно-счетной палатой РИ в 2019 г. установлены ряд нарушений.

Наиболее существенные, по мнению Контрольно-счетной палаты РИ, нарушения и недостатки выявлены в ходе проверки вопросов учета, сохранности и использования имущества.

Так, заместителем Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Н.А. Власовым 19.07.2011 г. утвержден Табель оснащения средствами измерения, испытательными, вспомогательными приборами и оборудованием межобластных ветеринарных лабораторий, ветеринарных лабораторий субъектов Российской Федерации, зональных, межрайонных, районных ветеринарных лабораторий, диагностических кабинетов, лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы (далее – Табель оснащения), которым определено минимальное количество приборов и оборудования для оснащения ветлабораторий.

В соответствии с Табелем оснащения для осуществления качественных диагностических исследований и обеспечения эпизоотического благополучия в Республике Ингушетия подведомственные с 2019 г. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РИ ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» (далее – Республиканская лаборатория) должна быть оснащена 172 видами средств измерения, испытательными, вспомогательными приборами и оборудованием, ГБУ «Межрайонная ветеринарная лаборатория» (далее – Межрайонная лаборатория) 199 видами, ГБУ «Назрановская районная ветеринарная лаборатория» (далее – Назрановская лаборатория) 172 видами.

 Вместе с тем, Республиканская лаборатория обеспечена 17 видами приборов и оборудования, что составляет 4,3% от необходимого количества. Оборудование, состоящее на балансе Республиканской ветеринарной лаборатории, имеет 100% износ.

Межрайонная лаборатория обеспечена 109 видами оборудования, что составляет 54,7% от необходимого количества. Оборудование, состоящее на балансе Межрайонной лаборатории, введено в эксплуатацию в 2015-2016 гг.

 На балансе Назрановской лаборатории числится 15 видов оборудования, что составляет 8,7% от необходимого количества. Оборудование, состоящее на балансе Назрановской лаборатории введено в эксплуатацию в 2010-2012 гг. и имеет 100% износ.

Более того, Республиканская лаборатория размещена в приспособленном помещении в г. Сунжа, которое введено в эксплуатацию в 1948 г., Назрановская лаборатория в приспособленном помещении в Гамурзиевском административном округе г. Назрань 1990 года постройки.

Минсельхозом СССР 14.01.1975 г. утверждены Правила работы и охраны труда в ветеринарных лабораториях (далее – Правила).

Цель Правил - создание безопасных условий труда работников и улучшение санитарно-гигиенического режима в помещениях ветеринарных лабораторий, а также повышение культуры лабораторной работы и предупреждение несчастных случаев. Правилами предусмотрены требования, предъявляемые к территории и производственным помещениям ветеринарных лабораторий, общему режиму работы, приему на исследования патологического и других материалов, работы во вскрывочной, виварии, боксе и тд.

В связи с тем, что Республиканская лаборатория и ее производственные помещения (вскрывочная, виварии, бокс и др.), а также Назрановская лаборатория, у которой отсутствуют вскрывочная, виварии, бокс и другие производственные помещения, расположены в приспособленных помещениях требования, установленные Правилами, не выполняются, что отрицательно сказывается на безопасности условий труда работников и улучшение санитарно-гигиенического режима в помещениях, предупреждение несчастных случаев.

Более того, отсутствие отвечающих всем требованиям производственных помещений и специального оборудования в значительной степени снижает эффективность проводимых ветеринарно-санитарных мероприятий и не может обеспечить эпизоотическое благополучие в Республике Ингушетия.

В целях оптимизации деятельности ветеринарных лабораторий республики, повышения эффективности проводимых ветеринарно-санитарных мероприятий, увеличения объемов и качества оказываемых государственных услуг и обеспечения эпизоотическое благополучие в республике Контрольно-счетная палата РИ считает необходимым Министерству сельского хозяйства и продовольствия РИ принять меры по совершенствованию материально-технического обеспечения и оснащенности ветеринарных лабораторий, внедрению в практику ветеринарной службы республики информационных технологий, а также повышению уровня профессионального потенциала ветеринарных специалистов.

Для достижения указанных целей Контрольно-счетная палата РИ считает целесообразным рассмотреть возможность разработки государственной программы Республики Ингушетия по развитию и модернизации государственной ветеринарной службы республики, либо формирования отдельной подпрограммы государственной программы РИ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

 

Предложения:

Контрольно-счетная палата РИ считает необходимым доработать проект постановления Правительства Республики Ингушетия «О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» с учетом изложенных замечаний.

 

 

 

    Аудитор

Контрольно-счетной палаты

    Республики Ингушетия                                                       А.О. Торшхоев